углеродный и водный сЛед
РАСЧЁТ, валидация, ВЕРИФИКАЦИЯ ПАРНИКОВЫХ ГАЗОВ
В соответствии с аккредитацией ВЭБ.РФ, Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт), Немецкого института стандартизации DIN.
углеродный след
Предлагаем комплекс услуг по подсчёту углеродного следа с последующей валидацией, верификацией парниковых газов, в соответствии с правилами по трансграничному углеродному регулированию (Carbon Border Adjustment Mechanism, CBAM), актуальными и планируемыми изменениями в законодательстве РФ, тенденциями на мировом рынке.
В комплекс, предлагаемых нами, услуг входят:
- Участие в «Климатическом проекте»;
- Пред-верификационная подготовка исходных документов;
- Инвентаризация источников парниковых газов (расчет карбонового следа предприятия);
- Расчет углеродного следа продукции (УСП);
- Валидация, верификация парниковых газов (углеродного следа);
- Консультационные услуги по климатической повестке (обучение новому направлению, внедрение в бизнес понимания направления, разработка документации и пр.);
- Подготовка ESG отчёта;
- Присвоение ESG рейтинга;
- Разработка рекомендаций по увеличению ESG-рейтинга;
- Реализация сокращенных единиц на биржах или прямая реализация в дружественные страны.
Система добровольной сертификации «Климатический проект» соответствует п.3 ст.12 Киотского протокола и зарегистрирована Управлением стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) в Едином реестре 19 мая 2021 г. (приказ Минпромторга России от 10.10.2012 г. № 1440).
Объектом сертификации является система управления субъектами хозяйственной и иной деятельности по регулированию парниковых газов в целях сокращения их выбросов (эмиссии), включая сертификацию углеродных единиц сокращения и (или) поглощения для дальнейшего их использования в качестве компенсационных единиц на основе экономических механизмов «чистого развития».
Деятельность Системы «Климатический проект» направлена на достижение следующих целей:
- Подтверждать снижение уровня выбросов российских и зарубежных субъектов хозяйственной деятельности по шести видам парниковых газов (CO2, CH4, гидрофторуглеводороды, перфторуглеводороды, N2O, SF6) за отчётный период, включая сокращение углеродного следа продукции;
- Гармонизация деятельности по сертификации управления субъектов хозяйственной и иной деятельности с требованиями международных и зарубежных норм и правил.
- Наличие/отсутствие у предприятия-заказчика реестра источников выбросов ПГ, климатических проектов, данных мониторинга и документированных процедур в области регулирования ПГ;
- Требования к исходным данным и их качеству определены п.6.3.5. ГОСТ Р 56276-2014 /ISO/TS 14067:2013. Сбор данных предполагает возможность дополнительных запросов, включая первичные данные по конкретным объектам и вторичные данные, с учетом неопределенности измерений;
- На данный момент в России действуют требования к отчетам ГОСТ Р ИСО 14065-1-2007, в ЕС уже принят ISO 14065:2018. Российский орган по верификации будет аккредитован по ГОСТ Р ИСО 14065-2014, в ЕС действует ISO 14065:2020. Это не противоречит международным нормам, т.к. срок перехода на новую версию стандартов составляет 3 года с момента введения в действие. Исходя из этого российская версия отчета будет подготовлена по ГОСТ Р ИСО 14065-1, а европейская согласно ISO 14065:2018. Методология сбора данных и расчеты в этих версиях стандарта не отличаются. Переход РФ на новую редакцию стандартов серии 14060 закончится 31.12.2023;
- Выполнение полного комплекта услуг одной компанией предполагает пристрастность результатов оценки. Соответственно предложено два ТЗ, первое - на подготовку материалов для оценки, второе – оценку материалов начиная со сдачи материалов в Национальный реестр парниковых газов и заканчивая заверением таможенной декларации для направления в орган ПКУМ Евросоюза;
- Для предприятий-заказчиков работ на составление отчета по парниковым газов и на верификацию отчетов рекомендуется:
- Определить предмет договора - «актуализация документов технического регулирования парниковых газов, проводимая в связи с принятием ВМО (ISO) новых редакций стандартов и введение ЕС ПКУМ (Carbon Border Adjustment Mechanism, СВАМ)»;
- Определить 2021-2023 год базовым по уровню выбросов парниковых газов с учетом или без учета абсорбции;
- Использовать при оценке выбросов парниковых газов материалы спутникового мониторинга.
СХЕМА ПРОЦЕССОВ валидациИ ПАРНИКОВЫХ ГАЗОВ
ВАЛИДАЦИЯ
В соответствии с СТО-01 «Порядок организации проведения работ по валидации и верификации парниковых газов», п. 5.4.5 Процесс выполнения верификации/валидации.
1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ
2. ФОРМИРОВАНИЕ КОМАНДЫ
3. Планирование валидации
4. ВАЛИДАЦИЯ
5. ЗАВЕРШЕНИЕ ВАЛИДАЦИИ
6. РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ
7. Заключение
- ГОСТ Р ИСО 14064-3-2021 «Часть 3. Газы парниковые. Требования и руководство по валидации и верификации заявлений в отношении парниковых газов»;
- ГОСТ Р ИСО 14065-2014 «Газы парниковые. Требования к органам по валидации и верификации парниковых газов для их применения при аккредитации или других формах признания»;
- IAF MD 6:2014 «Обязательный документ IAF для применения стандарта ISO 14065:2013 (Выпуск 2)»;
- ГОСТ Р ИСО 14066-2013 «Газы парниковые. Требования к компетентности групп по валидации и верификации парниковых газов»;
- ГОСТ Р ИСО 14064-2-2021 «Часть 2. Газы парниковые. Требования и руководство по количественному определению, мониторингу и составлению отчетной документации на проекты сокращения выбросов парниковых газов или увеличения их поглощения на уровне проекта».
- ГОСТ Р ИСО 14067-2021 «Газы парниковые. Углеродный след продукции. Требования и руководящие указания по количественному определению»
СХЕМА ПРОЦЕССОВ вЕРИФИКАЦИИ ПАРНИКОВЫХ ГАЗОВ
ВЕРИФИКАЦИЯ
В соответствии с СТО-01 «Порядок организации проведения работ по валидации и верификации парниковых газов», п. 5.4.5 Процесс выполнения верификации/валидации)
1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ
2. ФОРМИРОВАНИЕ КОМАНДЫ
3. Планирование вЕРИФИКАЦИИ
4. ВЕРИФИКАЦИЯ
5. ЗАВЕРШЕНИЕ ВЕРИФИКАЦИИ
6. РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ
7. Заключение
- ГОСТ Р ИСО 14064-3-2021 «Часть 3. Газы парниковые. Требования и руководство по валидации и верификации заявлений в отношении парниковых газов»;
- ГОСТ Р ИСО 14065-2014 «Газы парниковые. Требования к органам по валидации и верификации парниковых газов для их применения при аккредитации или других формах признания»;
- IAF MD 6:2014 «Обязательный документ IAF для применения стандарта ISO 14065:2013 (Выпуск 2)»;
- ГОСТ Р ИСО 14066-2013 «Газы парниковые. Требования к компетентности групп по валидации и верификации парниковых газов»;
- ГОСТ Р ИСО 14064-1-2021 «Часть 1. Газы парниковые. Требования и руководство по количественному определению и отчетности о выбросах и поглощении парниковых газов на уровне организации»;
- ГОСТ Р 56267-2014/ISO/TR 14069:2013 «Газы парниковые. Определение количества выбросов парниковых газов в организациях и отчетность. Руководство по применению стандарта ИСО 14064-1»;
- ГОСТ Р ИСО 14064-2-2021 «Часть 2. Газы парниковые. Требования и руководство по количественному определению, мониторингу и составлению отчетной документации на проекты сокращения выбросов парниковых газов или
увеличения их поглощения на уровне проекта»; - ГОСТ Р ИСО 14067-2021 «Газы парниковые. Углеродный след продукции. Требования и руководящие указания по количественному определению»;
ВОПРОСЫ ПО ВАЛИДАЦИИ, ВЕРИФИКАЦИИ ПАРНИКОВЫХ ГАЗОВ
Область аккредитации, примерная стоимость работ по валидации или верификации, описание прав и обязанностей заказчиков, связанных с осуществлением работ по валидации или верификации парниковых газов.
ОБЛАСТЬ АККРЕДИТАЦИИ
- 01.11 Выращивание зерновых (кроме риса), зернобобовых культур и семян масличных культур;
- 01.12 Выращивание риса;
- 01.13 Выращивание овощей, бахчевых, корнеплодных и клубнеплодных культур, грибов и трюфелей;
- 01.19 Выращивание прочих однолетних культур;
- 01.50 Смешанное сельское хозяйство;
- 02.10 Лесоводство и прочая лесохозяйственная деятельность;
- 02.40 Предоставление услуг в области лесоводства и лесозаготовок;
- 38.21 Обработка и утилизация неопасных отходов.
Области аккредитации по верификации парниковых газов:
- 01.11 Выращивание зерновых (кроме риса), зернобобовых культур и семян масличных культур;
- 01.12 Выращивание риса;
- 01.13 Выращивание овощей, бахчевых, корнеплодных и клубнеплодных культур, грибов и трюфелей;
- 01.19 Выращивание прочих однолетних культур;
- 01.41 Разведение молочного крупного рогатого скота, производство сырого молока;
- 01.46 Разведение свиней;
- 01.47 Разведение сельскохозяйственной птицы;
- 02.10 Лесоводство и прочая лесохозяйственная деятельность;
- 02.40 Предоставление услуг в области лесоводства и лесозаготовок;
- 05.10 Добыча и обогащение угля и антрацита;
- 05.20 Добыча и обогащение бурого угля (лигнита);
- 06.10 Добыча нефти и нефтяного (попутного) газа;
- 09.90 Предоставление услуг в других областях добычи полезных ископаемых;
- 24.53 Литье легких металлов;
- 24.54 Литье прочих цветных металлов;
- 25.50 Ковка, прессование, штамповка и профилирование, изготовление изделий методом порошковой металлургии;
- 25.61 Обработка металлов и нанесение покрытий на металлы;
- 35.11.1 Производство электроэнергии тепловыми электростанциями, в том числе деятельность по обеспечению работоспособности электростанций;
- 35.11.3 Производство электроэнергии атомными электростанциями, в том числе деятельность по обеспечению работоспособности электростанции;
- 35.12 Передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям;
- 35.30 Производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха;
- 38.11 Сбор неопасных отходов;
- 38.12 Сбор опасных отходов;
- 38.21 Обработка и утилизация неопасных отходов;
- 38.22 Обработка и утилизация опасных отходов;
- 38.32 Утилизация отсортированных материалов;
- 39.00 Предоставление услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов;
- 49.31 Деятельность сухопутного пассажирского транспорта: перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении;
- 49.41 Деятельность автомобильного грузового транспорта;
- 50.10 Деятельность морского пассажирского транспорта;
- 50.20Деятельность морского грузового транспорта;
- 52.22 Деятельность вспомогательная, связанная с водным транспортом.
документы, регулирующие выбросы парниковых газов
- Приказ Минприроды России от 29.06.2017 № 330 «Об утверждении методических указаний по количественному определению косвенных энергетических выбросов парниковых газов»;
- Распоряжение Минприроды России от 30.06.2017 № 20-р «Об утверждении методических указаний по количественному определению объема поглощения парниковых газов»;
- Распоряжение Минприроды России от 16.04.2015 № 15-р «Об утверждении методических рекомендаций по проведению добровольной инвентаризации объёма выбросов парниковых газов в субъектах Российской Федерации»;
- Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 30.06.2015 № 300 «Об утверждении методических указаний и руководства по количественному определению объема выбросов парниковых газов организациями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность в Российской Федерации»;
- Методические рекомендации по проведению добровольной инвентаризации объемов выбросов парниковых газов в субъектах Российской Федерации, утвержденные Минприроды России от 16.04.2015 № 15-р.;
- Методические указания по количественному определению объема поглощения парниковых газов, утвержденных распоряжением Минприроды РФ от 30.06.2017 № 20-р.
Документы в области стандартизации и иные документы, в соответствии с которыми проводится валидация и/или верификация:
- ГОСТ Р ИСО 14064-1-2021
- ГОСТ Р ИСО 14064-3-2021
- ГОСТ Р ИСО 14067-2021
- ГОСТ Р 56267-2014/ ISO/TR 14069:2013
СТОИМОСТЬ РАБОТ
утверждения по парниковым газам, осуществляется с учетом ключевых вопросов,
связанных с разработкой расценки, если это применимо, включая следующие
входные данные:
- Предлагаемый уровень уверенности, существенность, критерии, цели и область применения;
- Сложность утверждения по парниковым газам;
- Сложность проекта или организации, а также процессов измерения/мониторинга;
- Организационная среда, включая структуру организации, которая разрабатывает и управляет утверждением по парниковым газам;
- Базовая линия сценария для валидации и верификации проекта, включая выбор и количественную оценку источников, поглотителей и накопителей парниковых газов, применимых к базовой линии сценария;
- Идентифицированные источники, поглотители и накопители парниковых газов и их мониторинг для верификации организации;
- Процессы, предоставляющие информацию и данные в утверждение по парниковым газам;
- Организационные связи и взаимодействия между заинтересованными сторонами, ответственными сторонами, клиентом и предполагаемыми пользователями;
- А также требования критериев валидации или верификации.
стандарта ISO 14065:2013».
Стоимость работ по валидации или верификации определяется по формуле:
C = t x T x (1+ K + K /100) x 1,2
где:
- t - трудоемкость валидации или верификации, чел.-дн.;
- T - дневная ставка эксперта по валидации/эксперта по верификации, руб.;
- K - норматив начислений на заработную плату, установленный действующим законодательством, %;
- K - коэффициент накладных расходов, %;
- 1,2- коэффициент страхового случая (банковский депозитарий).
Стоимость рабочего дня эксперта по валидации/верификации устанавливается соответствующим нормативным актом. Расчет стоимости работ по валидации или верификации парниковых газов предоставляется заказчику на этапе согласования проекта договора на оказание услуг по валидации или верификации.
ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА
Для реализации главной цели политики в области СМ перед экспертами и другим персоналом Органа по валидации и верификации (ОВиВ) стоят следующие задачи:
- Приоритетность вопросов компетентности и качества в деятельности персонала ОВиВ;
- Обеспечение чёткой организации работ за счёт рационального распределения функций и ответственности;
- Перемещение центра тяжести на оценку рисков и предотвращение проблем, а не на их выявление и устранение после возникновения;
- Обеспечение соответствия системы менеджмента Критериям аккредитации,утверждённым Приказом Минэкономразвития России от 26.10.2020 г. №707, требованиям ГОСТ Р ИСО 14065-2014, постоянного повышения её результативности.
Решения поставленных задач ОВиВ обеспечивает следующими средствами:
- Вовлечением каждого работника в процесс повышения качества оказываемых услуг;
- Созданием высокоэффективной системы мотивации персонала%
- Безусловным выполнением правил и порядков проведения валидации и верификации;
- Разработкой механизмов обеспечения и поддержания требования по беспристрастности - безусловное соблюдение требований по беспристрастности, включающих потенциальные угрозы беспристрастности: финансовые и личные интересы, близкие взаимоотношения, стороннее влияние, совмещение консультационной и деятельности по валидации и верификации одновременно;
- Управлением ситуациями, связанными с конфликтом интересов, гарантируя объективность своих действий при валидации и верификации ПГ;
- Обеспечением пользователей актуализированной нормативной, методической и организационной документацией;
- Систематическим повышением компетентности персонала.
ОВиВ обязуется соблюдать критерии аккредитации и требования к аккредитованным лицам. Работники ОВиВ, участвующие в проведении работ по валидации или верификации, ознакомлены с Руководством по СМ, документами СМ и руководствуются в своей деятельности политикой в области СМ.
Высшее руководство ОВиВ берёт на себя обязательство по реализации политики области СМ, её оценки и актуализации в соответствии с изменяющимися требованиями потребителей, обеспечению беспристрастности в ходе работ по валидации и верификации РГ, обеспечению соответствия ОВиВ критериям аккредитации и требованиям к аккредитованным лицам и по обеспечению соответствия системы менеджмента ОВиВ требования ГОСТ Р ИСО 14065-2014 и постоянному повышению её результативности.
Права заказчика
- Установление необходимого уровня заверения валидации или верификации;
- Согласование целей валидации или верификации;
- Установление критериев валидации или верификации;
- Установление области применения валидации или верификации.
Обязанности заказчика
- Соответствовать требованиям валидации или верификации;
- Предоставить органу по валидации и верификации парниковых газов всю необходимую для оказания услуги по валидации или верификации парниковых газов информацию и документацию и своевременно информировать об изменениях в указанных сведениях, а также принимать все необходимые меры, обеспечивающие проведение валидации или верификации, включая обеспечение органу по валидации и верификации парниковых газов проведения проверки документов и доступа ко всем соответствующим процессам, областям, записям и персоналу;
- Обеспечивать, если необходимо, оказание помощи наблюдателям.
ОЦЕНКА ВОДНОГО СЛЕДА ПРОДУКЦИИ
Принципы, требования проведения оценки соответствуют ГОСТ Р-ИСО 14046-2017 (ISO 14046-2017), ГОСТ Р ИСО 14044-2019 (ISO 14044-2019).
ВОДНЫЙ СЛЕД
Помимо «углеродного следа», предлагаем проведение оценки «водного следа» продукции.
Оценка водного следа может проводиться в виде самостоятельной оценки, где учитываются только потенциальные экологические воздействия, связанные с водными ресурсами, либо как часть общей оценки жизненного цикла, где учитывается максимально полный набор экологических воздействий, а не только потенциальные экологические воздействия. Конкретная область применения оценки водного следа определяется в соответствии с требованиями заказчика.
Оценка «водного следа»:
- Основана на оценке жизненного цикла (в соответствии с ИСО 14044);
- Является модульной (т.е. водный след на различных стадиях жизненного цикла может быть просуммирован, чтобы выполнить общую суммарную оценку водного следа);
- Идентифицирует потенциальные экологические воздействия, связанные с водными ресурсами;
- Включает в себя соответствующие географические и временные измерения;
- Определяет объемы водопотребления и изменения качества воды;
- Использует знания по гидрологии.
- Оценке величины потенциальных экологических воздействий, относящихся к водным ресурсам;
- Идентификации возможности снижения потенциальных экологических воздействий, относящихся к воде и связанных с продуктами, процессами и организациями на различных стадиях жизненного цикла;
- Стратегическом управлении рисками, связанными с водными ресурсами;
- Повышении эффективности водопользования и оптимизации управления водными ресурсами на уровне производства, процесса и организации;
- Информировании лиц, принимающих решения в промышленном секторе, в правительственных и неправительственных организациях в части связанных с водой потенциальных экологических воздействий (например, при стратегическом планировании и расстановке приоритетов, при проектировании или внесении изменений в продукцию или процессы, при принятии решений по инвестированию ресурсов);
- Обеспечении согласованной и надежной информацией, основанной на научных данных по результатам исследований и оценки водного следа.
Объектом сертификации является система управления субъектами хозяйственной и иной деятельности по регулированию использования воды в целях сокращения её потребления, включая сертификацию водных единиц сокращения для дальнейшего их использования в качестве компенсационных единиц на основе экономических механизмов «чистого развития».
Деятельность Системы «Климатический проект» направлена на достижение следующих целей:
- Подтверждать снижение уровня потребления российскими и зарубежными субъектами хозяйственной деятельности потребления воды за отчётный период, включая сокращение водного следа продукции;
- Гармонизация деятельности по сертификации управления субъектов хозяйственной и иной деятельности с требованиями международных и зарубежных норм и правил.